С-Холод & Холод
Библиотека

БДИ, 2006. – № 2 (65). – С. 52-54

Террористы идут на таран

В. Иванов, А. Барсуков, Е. Келпш

Выбор противотаранных устройств и дорожных блокираторов, предлагаемых на рынке России для защиты крупных промышленных объектов

Не является тайной, что в последнее время рядом террористических организаций проводятся мероприятия по подготовке террористов для выполнения диверсий на крупных промышленных или других жизненно важных объектах России. Террористические атаки преследуют такие цели, как формирование в обществе атмосферы страха, широкий общественный резонанс, воздействие на власти. Именно поэтому террористы стремятся, чтобы последствия террористического акта были масштабными и устранимыми лишь в течение достаточно длительного интервала времени либо чтобы эти последствия были вообще непоправимыми.

Анализируя сообщения отечественных и зарубежных средств массовой информации, можно сделать вывод об основных способах доставки взрывных устройств на объекты атаки (в статье не рассматриваются варианты артиллерийского и минометного обстрела, налеты авиации и ракетные удары). Первым вариантом выполнения теракта является точечная акция в отношении какого-либо жизненно важного элемента инфраструктуры атакуемого объекта с использованием маломощного взрывного устройства. Вторым вариантом, когда террористу не удается приблизиться, является нанесение существенных повреждений элементам инфраструктуры объекта с использованием взрывного устройства очень большой мощности (до нескольких сотен килограмм в тротиловом эквиваленте). Третьим вариантом является постепенное накопление взрывчатого вещества на атакуемом объекте, однако это возможно только при попустительстве персонала охраны атакуемого объекта.

Адекватно противодействовать угрозам терактов можно, только реализуя ряд организационных и технических мероприятий. В частности, возрастает роль системы охраны периметра объекта, системы контроля и управления доступом (СКУД), инженерной укрепленности подступов к объекту и подъездных путей.

Периметр (средства обнаружения + охранное телевидение) и СКУД могут и должны эффективно решать задачи обнаружения факта проникновения одиночных пеших нарушителей и их «локализации» независимо от целей их «визита». Это позволяет адекватно противодействовать точечным акциям, но одновременно заставляет злоумышленников искать другие пути проникновения на объект.

При правильно спроектированном комплексе технических средств безопасности (КТСБ) для террориста не остается иного варианта, как таран периметра. При этом в качестве направления тарана рассматриваются въездные ворота на объект или участки периметра с местностью, пригодной для проезда транспорта (рис. 1).


Направления тарана периметров объектов
Рисунок 1. Направления тарана периметров объектов

Целью тарана является вторжение на максимально возможную глубину охраняемой территории и последующая инициализация заряда взрывчатого вещества как можно ближе к объекту террористической атаки. Средством доставки на объект, в зависимости от обстоятельств, выбирается автомобиль (от легкового до грузового повышенной проходимости). Препятствия на периметре могут тараниться при скорости таранящего автомобиля до 80 км/ч и более. Следовательно, наиболее опасным по последствиям является таран периметра автомобилем типа «КАМАЗ» на указанной выше скорости.

Противодействовать такой угрозе можно только комплексом мероприятий по укреплению периметра в инженерном отношении. Начинать необходимо с анализа доступности периметра объекта для транспорта повышенной проходимости и существующих подъездных путей.

Если линейные участки периметра можно «закрыть» достаточно эффективно с помощью простых заграждений (траншей или рвов глубиной и шириной около 1 м) и штатного железобетонного ограждения, то обеспечить защиту въездов на объект сложнее, поскольку необходимо обеспечивать пропуск «своего» транспорта. Для решения этой задачи традиционно используются противотаранные устройства в комплексе с устройствами, принуждающими к снижению скорости (бетонные блоки (рис. 2, а), «лежачие полицейские» (рис. 2, б)). Естественно, необходимо лишить таранящий транспорт возможности набрать достаточную скорость — ликвидировать открытые прямые участки на подъездах к объекту.


Варианты принуждения к снижению скорости транспорта
Рисунок 2. Варианты принуждения к снижению скорости транспорта

По каким же показателям оценивается качество противотаранного устройства?

  1. Ширина блокируемого проезда (должна обеспечивать функционирование объекта в штатном режиме, не создавая препятствий движению
  2. транспорта).
  3. Тип привода (ручной или автоматический, механический, гидравлический или пневматичеРис. 2. Направления тарана периметров объектов ский).
  4. Время привода (подъема, опускания).
  5. Сдерживаемая масса при заданной скорости (таранящий импульс).
  6. Высота подъема препятствия.
  7. Напряжение питания и потребляемая мощность.
  8. Температура окружающей среды, необходимость подогрева механизмов в зимнее время.
  9. Особенности монтажа (с нарушением дорожного полотна или без нарушения).
  10. Трудозатраты на монтаж и техническое обслуживание.
  11. Принцип сдерживания транспорта (воздействия на транспорт).
  12. Возможность применения по прямому назначению в нештатных ситуациях (например, при отключении электропитания).
  13. Цена изделия (погонного метра перекрываемого проезда).

Говоря о представленных показателях качества, следует заметить, что сдерживающие характеристики целесообразно представлять в условных значениях (км/ч·т). Так, характеристика 800 км/ч·т говорит о том, что такое устройство сдержит удар транспорта массой 10 т на скорости 80 км/ч, 20 т на скорости 40 км/ч и т. д. [Предложенная в настоящей статье сдерживающая характеристика имеет физический смысл импульса и для деформируемых противотаранных устройств неприменим. Более целесообразым и физически обоснованным является представление сдерживающих характеристик в энергетических единицах: Джоуль (Дж) или Фут-фунт силы (ft·lbf). – С. Холод]

Анализируя приведенные в таблице данные и ряд открытых источников, можно сделать следующие выводы:

  1. На рынке России есть достаточное количество различных изделий, способных остановить транспорт массой 10 т, движущийся со скоростью 80 км/ч.
  2. В мире существует всего несколько конструктивных решений противотаранных устройств: шлагбаумы, подъемные препятствия, натяжные трособлочные системы (ловушки), выдвижные столбики (цилиндры).
  3. 3 Если верить производителям и поставщикам, «серьезные изделия» испытывались ударами транспорта массой до 30 т на скоростях 40–60 км/ч.
  4. Для эффективной защиты объекта высота препятствия должна составлять 0,6–0,8 м. Это позволяет разрушать ходовую часть таранящего транспорта и не дает преодолеть препятствие «через верх».
  5. В среднем для отечественных систем цена за 1 погонный метр противотаранного препятствия составляет 120 000 руб. Зарубежные изделия при тех же сдерживающих свойствах дороже в 1,5–2,5 раза. Отечественные образцы более грубыев конструктиве и дизайне. Оцинковка металлических элементов конструкции с целью продления сроков эксплуатации на открытом воздухе ведет к удорожанию изделия на 15–20%.
  6. В большинстве случаев после попытки тарана все устройство или его часть придется менять.
  7. Для ряда изделий возможны некоторые издержки: необходимость частого обслуживания гидравлики и особенно редуктора, опасность выхода из строя при попадании посторонних предметов в механизм и под подъемную часть.
  8. Время подъема (опускания) для изделий с ручным приводом составляет 15–25 с, для автоматических — 2–8 с (максимум — 15 с). Изделия с гидравлическим и пневматическим приводом поднимаются со скоростью 10 см/с.
  9. Для многих образцов характерно управление подъемом (опусканием) с брелка или другими элементами СКУД, а также совмещение с видеокамерой, светофором и т. д.
  10. Возможно два варианта монтажа изделий: с нарушением дорожного покрытия и без такового, когда силовые элементы конструкции устанавливаются на обочине дороги.
Характеристики противотаранных устройств и дорожных блокираторов
Тип Сдерживающие свойства Блокируемый проезд, м Высота препятствия Привод, питание Время привода Особенности конструкции
ПТ-4 20 т на скорости 40 км/ч 4,5 м 0,8 м Ручной или электрический привод, 380/220 В 5–40 с Шлагбаум
ПТ-6 6,0 м
ПТБ-1 3 т на скорости до 80 км/ч («Джип») От 3 до 6 м 0,6–0,7 м В дистанционном варианте
или вручную
5–15 с Шлагбаум
ПТБ-2 10 т на скорости до 30 км/ч («КАМАЗ»)
ПТБ-3 10 т на скорости до 30 км/ч («КАМАЗ»)
ПЗП-01Ф 600 км/ч•т (20 т на скорости до 30 км/ч) От 4 до 8 м по заказу 0,45 м Электрический Подъем – 1,5 с,
опускание – 15 с
Подъемное препятствие, в сложенном виде – «лежачий полицейский» высотой 15 см
ПДЗУ 20 т на 40 км/ч 3–6 и 8 м 0,8 м Электрический 5 с Подъемное препятствие, в сложенном виде – «лежачий полицейский» высотой 15 см
ПБП-РП (ЭП) 50 т 4–6 м 0,55 м РП – ручной привод,
ЭП – электрический привод
10–15 с Время закрытия (открытия) – 10–15 с
АТП 600-275SA Н/д - Диаметр – 275 мм,
высота – 0,6 м
Полуавтомат, система подогрева (80 Вт, 24 В) 10 см/с Выдвижной цилиндр
АТП 600-275A Н/д - Диаметр – 275 мм,
высота – 600 мм
Автомат, система подогрева (80 Вт, 24 В) 10 см/с Выдвижной цилиндр
АТП 800-275A Н/д - Диаметр – 275 мм,
высота – 800 мм
Автомат, система подогрева (80 Вт, 24 В) 10 см/с Выдвижной цилиндр
УПУ-001 800 км/ч•т 4–5 м 0,8 м Автомат, питание 220/380 в, 1 квт 15 с Поднимающиеся из дороги под углом «клыки»
УПУ-002 400 км/ч•т 4–5 м 0,8 м Механика, питание 220/380 в 4 квт 15 с Натяжная тросо-блочная система (ловушка) с подъемным щитом
УПУ-003 400 км/ч•т 4–7 м 0,8 м Механика, питание 220/380 в 4 квт 15 с Шлагбаум
УЗП-Д9109
ТУ-32ЦП3231-96
25 т 7–10 0,42 м Автоматический, 50 Гц, В – 220,
300 Вт
Не более
– 6 с
Устройство заграждения ж/д переезда
УЗД-Д9109.7-05 25 т 3,2 м 0,42 м Автоматический, 50 Гц, В – 220,
300 Вт
Не более
– 6 с
Устройство заградительное дорожное
П3000 10 т 3 м Н/д Автоматический Н/д Подъемное устройство типа «лежачий полицейский»
RSB-70 Блокиратор для легковых а/м 2 м 35 см Электромеханический привод 230/400 В, 3 фазы, 50/60 Гц, потребление в дежурном режиме – 120 Вт, в рабочем – 420 Вт 3–4 с Подъемное устройство в сложенном виде высотой 10 см
RSB-70 3 м
RSB-73 Блокиратор для легковых
и грузовых а/м
3 м 65 см Гидравлический привод
RSB-73   3,5 м
RSB-73   4 м
Pass 127/P Дорожный блокиратор для легковых а/м - 0,5, 0,6, 0,8 м, диаметр – 0,127 м Н/д Н/д Выдвижной цилиндр
Pass 220/С Дорожный блокиратор для легковых а/м - 0,6 м, диаметр
– 0,22 м
Н/д Н/д Выдвижной цилиндр
Pass 275/P Сопротивление удару – 7000 Дж, дорожный блокиратор для легковых а/м - 0,5, 0,6, 0,8 м, диаметр – 0,275 м Н/д Н/д Выдвижной цилиндр
Pass 275/К Сопротивление удару 15 000 Дж, дорожный — блокиратор для легковых и грузовых а/м - 0,7 м, диаметр – 0,275 м Н/д Н/д Выдвижной цилиндр
Pass 610/AL Дорожный блокиратор - 0,5, 0,6, 0,8 м Н/д Н/д Выдвижной цилиндр
City 275 H600 Дорожный блокиратор для легковых а/м, сопротивление удару – до 6000 Дж - 0,6 м, диаметр – 0,275 м Полуавтомат – выдвигается при повороте ключа на корпусе 10 см/с Выдвижной цилиндр
СOBRA 500 Дорожный блокиратор для легковых а/м - 0,5м Автоматический электромеханический Н/д Выдвижной цилиндр
HCR3M650RB 6,8 т при скорости 64 км/ч 2 до 5 м Регулируется 0,34, 0,54, 0,65, 0,8 м Автоматический 2 с Подъемное устройство типа «лежачий полицейский»
ARB 300 Блокиратор легковых а/м Н/д Н/д Электромеханический   Корпус из оцинкованной стали толщиной 3 мм, монтаж на дорожное покрытие

Примечания

  1. Для объективности представления информации в таблицу не включены данные о производителях, поставщиках и ценах на изделия;
  2. При составлении таблицы использованы только открытые источники информации, рекламная продукция, материалы выставок.

© Сергей Холод, 2007-2024