В последнее время участились случаи крупномасштабных террористических актов, осуществляемых с помощью прорыва автотранспортных средств на территорию охраняемого объекта. Эта преступная практика получила распространение по всему миру, но именно Россия пострадала от этого вида терактов в наибольшей степени. Анализ уязвимости объектов показывает, что наибольшую опасность представляет группа из 2-5 подготовленных человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства.
В качестве тарана преступники используют распространенные грузовые автомобили, такие как "КАМАЗ", "ЗИЛ" или "Урал". Такие автомобили-тараны могут, к примеру, вмещать несколько тонн взрывчатого вещества, поэтому представляют серьезную угрозу.
Технической профилактикой данного типа террористической деятельности является устранение возможности несанкционированного въезда автотранспорта на охраняемую территорию в сочетании с адекватным усилением контрольно-пропускной службы.
Для исключения несанкционированного проникновения автотранспорта на охраняемые объекты в последнее время стали все чаще применяться специальные средства принудительной остановки или противотаранные устройства (ПТУ). В настоящее время «ЦеСИС НИКИРЭТ» производит ПТУ шлагбаумного типа - ПТ-6 (ПТ-4), они представляют собой барьер (шлагбаум) для ограничения движения автотранспорта и управления проездами на объектах, требующих повышенных мер безопасности.
Фото 1. Противотаранное устройство шлагбаумного типа ПТ-6
Варианты применения ПТУ:
- въезды и выезды на промышленных и гражданских объектах;
- контролируемые автомагистрали и блок-посты;
- морские и речные порты;
- аэродромы, аэропорты;
- нефтехранилища и крупные базы;
- плотины, мосты и туннели;
- ядерные и энергетические объекты;
- больницы, военные госпитали;
- военные объекты.
По мнению ряда экспертов, в российских условиях эксплуатации наиболее предпочтительны ПТУ шлагбаумного типа, так как при обильных осадках (дождь, снегопад) ПТУ выдвижного и тросового типов требуют регулярного (не реже 5-8 раз в сутки) обслуживания механической части устройства.
ПТУ может применяться как отдельно, так в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя, таким образом, коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта.
Рисунок 1. Схема досмотрового коридора (шлюза)
Конструкция устройства обеспечивает:
- работу в заданном временном режиме с учетом пропускной способности транспорта;
- цикл «открытия – закрытия» на КПП с интенсивным движением в диапазоне от 5 до 30 сек. при условии соответствия этого интервала времени принятия решения о санкции на проезд.
Система управления смонтирована в пульте управления, расположенном в здании КПП.
К посту управления подсоединен кнопочный пульт управления, который находится под навесом на улице в непосредственной близости от ПТУ. Противотаранное устройство подключается к сети электроснабжения и к центральному пульту управления (ЦПУ) охраняемого объекта. Работа устройства с любого пульта управления осуществляться только после нажатия кнопки "Разрешаю управление" на ЦПУ охраняемого объекта.
ПТ-6 (ПТ-4) было разработано для размещения на особо важных объектах и может входить в комплекс инженерной защиты периметра. Расчет устройства сделан для массы
тяжелого автомобиля марки «КАМАЗ», «МАЗ», «УРАЛ» в 20 тонн при движении со скоростью 40 км/час. В соответствии с расчётами, энергия таранного удара автомашины полностью гасится опорными конструкциями устройства. Противотаранное устройство рассчитано на удар по барьеру в горизонтальной плоскости или на удар, направленный под углом 45 градусов (снизу-вверх).
После удара возможно проведение восстановительных работ по реконструкции ПТУ. Конструкция устройства позволяет проводить замену барьера после удара об него автомашины. Рама и опора устройства выдерживают нагрузку удара и не требуют ремонта после тарана.
В силу того, что на сегодняшний день не разработано общепризнанной методики натурных испытаний противотаранных устройств, данные подтверждаются на основе математических моделей и вычислительных экспериментов.
Надежность и высокие тактико-технические характеристики ПТ-6 (ПТ-4) производства «ЦеСИС НИКИРЭТ» обеспечиваются на основе:
- анализа уязвимости объекта;
- мощной испытательной базы – аккредитованного полигона Испытательного центра, оснащенного современной контрольно-измерительной аппаратурой, средствами объективной оценки климатических условий, инструментами и оснасткой;
- наличия монтажной организации и штата квалифицированных специалистов, осуществляющих строительство, монтаж, гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Необходимой предпосылкой выполнения функций ПТУ является устройство его фундамента. На этапе проектирования обязательно проводятся геолого-разведывательные изыскания для определения типа грунтов в месте установки фундамента устройства.
Следует учитывать, что при скорости движения 40км/ч за 5сек транспортное средство проезжает около 55м. Следовательно, для увеличения времени принятия решения по доступу автотранспорта к объекту необходимо использование дополнительных средств ограничения скорости транспортных средств на подъезде к КПП.
Вместе с тем, быстрый цикл и частая процедура «открытия-закрытия» негативно сказываются на ресурсе ПТУ и приводят к более интенсивному износу устройства. Поэтому, для стабильной работы ПТУ в его состав входит комплект запасных частей, рассчитанный на интенсивность эксплуатации. Конструкция ПТУ шлагбаумного типа предусматривает малое время и легкость ремонтно-восстановительных работ. При выходе из строя автоматической части ПТУ предусмотрена возможность ручного управления барьером.
При проектировании алгоритма работы КПП необходимо всестороннее изучение вопроса влияния «человеческого» фактора на работу системы с целью исключения возможности саботажа со стороны обслуживающего персонала. Противотаранное устройство может быть включено в состав интегрированной программно-аппаратной системы доступа или управляться с помощью различных систем распознавания транспорта, систем дистанционного контроля и др.
Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются наиболее сложными и опасными элементами улично-дорожной сети и оказывают существенное влияние на эффективность эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта в целом.
В настоящее время в стране эксплуатируется более 20 тыс. железнодорожных переездов, в том числе около 13,6 тыс. в системе ОАО «РЖД», из них 2,8 тыс. переездов обслуживаются дежурными работниками железных дорог. Другой немаловажный фактор - высокие темпы автомобилизации, которые создают дополнительные предпосылки для ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности движения через переезды. В последнее время ежегодный прирост автопарка страны составляет около 1,3 млн. ед. К этому следует добавить, еще и то, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза.
Проблема железнодорожных переездов является актуальной не только для России, но и для большинства промышленно развитых стран. Эти пересечения характеризуются непроизводительными простоями автотранспорта и как следствие дорожно-транспортными происшествиями на переездах, в том числе с особо тяжкими последствиями.
В письме МПС РФ №С-3530 от 05.04.2001 «О предупреждении ДТП на железнодорожных переездах» в частности отмечается: «Основными причинами ДТП, совершаемыми физическими лицами, по-прежнему являются невнимательность, беспечность, торопливость, элементы лихачества, риска, а порой и преступная халатность». Так, на железнодорожном переезде в Пензенской области 16 октября 1997 г. совершено дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ-3205 и пригородного поезда, в результате которого пострадал 21 чел.
Подобные происшествия наряду со значительными материальными потерями вызывают и большой общественный резонанс. Анализ таких аварий показывает, что в 98% случаев они допускаются по вине водителей.
В создавшихся условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения безопасности движения через переезды. На эксплуатируемых пересечениях железных и автомобильных дорог внедряются перспективные технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвижного состава железных дорог. В связи с этим, можно рассматривать оборудование указанных объектов ПТУ шлагбаумного типа для недопущения несанкционированного въезда особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика, а установка ПТУ выдвижного и
тросового типов запрещена Правилами МПС. Кроме того, представляется целесообразным использование шлагбаумных противотаранных устройств как непосредственно на объектах ОАО «Российские железные дороги», так и на объектах, оснащенных железнодорожными воротами.
В соответствии с «Наставлением по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны» - «Одни из наиболее опасных маршрутов с точки зрения совершения преступной акции являются воротные проемы, а по отношению к нарушителю, передвигающемуся на автомобильном транспорте железнодорожные ворота». Последние два типа ПТУ монтируются в дорожное полотно и их установка на железнодорожных путях запрещена Правилами МПС.
Помимо этого, применение на железнодорожных въездах ПТУ шлагбаумного типа для защиты от несанкционированного прорыва автотранспорта возможно с организацией шлюза (коридора для досмотра автотранспорта) в комбинации с воротами и смотровой площадкой.
Специалисты «ЦеСИС НИКИРЭТ» особое внимание уделяют пожеланиям Заказчиков, связанных с особенностью установки и работоспособности ПТУ, осуществляют монтаж и пуско-наладку, имеют постоянный контакт со всеми объектами, на которых установлено ПТУ. В настоящее время ведутся работы по созданию новых типов противотаранных устройств, противотаранных шлагбаумов и противотаранных комплексов. Мы готовы сотрудничать с любыми заинтересованными компаниями, создавать не только противотаранные, но и заградительные комплексы и сооружения.
Сравнительная характеристика противотаранных устройств
|
ПТ-6 (ПТ-4) |
City 275 |
RSB70 |
ПДЗУ |
Краткое описание |
Тип - шлагбаум
- Высота барьера - 800 мм
- Время открывания - от 5 сек
- Электропривод - 4 кВт
- Металлический противовес
|
Два металлических цилиндра - один находится ниже уровня земли, а второй подвижный |
Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет собой «лежащего полицейского» высотой 10 см |
Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет собой «лежащего полицейского» высотой 15-25 см (возможен одновременный двухсторонний подъем) В поднятом положении - есть фиксатор |
Ширина дорожного проезда |
6,0 м (4,5 м) |
Привязки не имеет |
3,0 м (2,0 м) |
2 — 8 м (единый механизм), более 8 м - комбинация из 2-x и более ПДЗУ |
Высота барьера |
800 мм |
600 мм (800 мм) |
35 см |
Имеет регулировку от 0 до 800 мм |
Время открывания |
5 – 10 сек (электропривод) 40 – 50 сек (вручную) |
Скорость подъема –10 см/с |
|
Min - 5 сек, max - регулировка |
Усилие при ручном приводе |
10 кг |
|
|
В зависимости от ширины,но не более 20 кг |
Электропитание |
380В / 220В / 50Гц |
230В / 220Вт |
|
380В / 220В / 50Гц |
Управление устройством |
- С КПП, при этом одновременно включаются светофоры;
- С пульта рядом с устройством;
- Ручное без электропитания (аварийный режим)
|
Подвижный цилиндр:
- H600 пневматический патрон
- H800 гидравлический цилиндр
(существует возможность ручного поднятия и опускания выдвижной части) |
- Трехкнопочная панель;
- Системы контроля доступа с магнитными или бесконтактными радиокартами;
- По радиоканалу;
- От системы автоматизации автомобильных стоянок.
|
- Ручное
- Управление с КПП
- Дистанционное(«брелок»)
- С пульта рядом с устройством
|
Срок службы |
До кап.ремонта - 3 года (возможность проведения сервисных работ) |
|
|
До кап.ремонта - 3 года (возможность проведения сервисных работ) |
Условия эксплуатации |
от -40°C до +40°C при 80% относительной влажности воздуха |
от -40°C до +70°C при 80% относительной влажности воздуха |
|
от -45°C до +50°C при 80% относительной влажности воздуха |
Масса базового комплекта |
4800 кг (без фундамента) |
180 кг |
|
В зависимости от ширины (от 1,2 до 5 тонн) |
Габаритные размеры |
7755´2220´3420 мм |
Диаметр - 275 мм
Высота – 600 мм
|
|
В собранном состоянии (max - 8 метров) 3000´1500´8000 мм
(размер меняется от ширины блокировки проезжей части)
|
Характеристики воспринимаемого таранного удара |
- Масса транспортного средства - 20т
- Скорость движения транспортного средства - 40км/ч
- ~1232 кДж
|
Ударная нагрузка 6 кДж |
Легковые и грузовые автомобили до 4,5 т |
- Масса транспортного средства – до 20 т
- Скорость движения транспортного средства -40 км/ч
|
Цена |
ПТ-6 - 815035,0 руб.
ПТ-4 - 765270,0 руб.
(время открывания 5 сек)
ПТ-6 - 785035,0 руб.
ПТ-4 - 735270,0 руб.
(время открывания 10 сек)
|
4800-5500 евро |
2,0 м - 9658,33 долл. США
3,0 м – 11041,67 долл. США
|
3 м - 350000 руб.
5 м - 580000 руб.
6 м - 790000 руб.
8 м - 950000 руб.
|
Изготовитель (поставщик) |
ЗАО ЦеСИС НИКИРЭТ (г. Пенза) |
FAAC Group (Италия) |
Automatic Systems (Бельгия) |
ООО «Поликом» (г. Москва) |
Примечание |
|
Установка на ж/д путях запрещена Правилами МПС |